Вам ведь не надо советовать, как выбрать автомобиль, хотя вы не автомеханик и не профессиональный водитель. Мобильный телефон, кухонный комбайн и телевизор выбираются интуитивно и, как правило, без последующих сожалений. По непонятным причинам многим начинающим дайверам информация, размещенная в каталогах производителей, кажется высшей математикой. А без нее очень сложно сделать правильный выбор столь ответственного элемента снаряжения, как регулятор. Больше заблуждений и мифов, чем про регуляторы, сочинили разве что про жилеты-компенсаторы. На самом деле все гораздо проще. Аналогичные задачки вы решаете каждый день. Прочитав до конца эту статью, вы получите ключ для самостоятельного решения задачи выбора регулятора.
Технология проста:
Окинув взором весь предстоящий путь, постараемся разобраться с перечисленными пунктами подробнее и конкретнее.
Регулятор нужен, чтобы дышать под водой. Чем более комфортно и легко дышится, тем лучше. Легкость оценивается величиной работы дыхания. Стандартом EN 250 установлен нижний предел: работа не должна быть больше 3 Дж/л, лучшие современные регуляторы обеспечивают работу до 0,6 Дж/л, а что хорошо для вас? А если вы дайвер начального уровня? А если продвинутый?
Ключевым понятием здесь является нагрузка. В теплой воде, на глубинах до 25 метров, в составе группы, совершаемое в спокойном темпе погружение с целью созерцания не нагружает организм, легкие и дыхательный аппарат, и вам абсолютно все равно, какой у вас регулятор. Стандартные 3 Дж/л обеспечивают комфортное дыхание в описанных условиях. Напротив, холодная вода, сильное течение, большие расстояния, большая глубина и прочие нагрузки требуют (постоянно или кратковременно) интенсивного дыхания. Тут важно все, и каждый лишний джоуль на литр вдыхаемого воздуха не даст вам как следует отдышаться и сохранить контроль над ситуацией. Подчеркиваю, что ни слова здесь не было сказано о квалификации и опыте. Можно совершить сотни погружений в мир безмолвия, получая удовольствие от созерцания и изучения, а не от "преодоления себя".
Резюме: нагрузка, которую вы планируете для себя под водой, определяет требование к легкости дыхания, обеспечиваемой регулятором. Обстоятельства, при которых вы планируете совершать погружения, определяют требования к остальным параметрам регулятора.
НАЧИНАЕМ ПРИМЕРЯТЬ.
Вариант 1. Если вы планируете подледные погружения, то самым главным будет морозоустойчивость. Про все остальные параметры можно забыть. Многие регуляторы, заявленные как регуляторы для холодной воды, ими не являются. Холодная вода в понимании европейского стандарта ЕN 250 - это около 10 градусов. Доверяйте при выборе практическому опыту ваших коллег или инструктора, с которым планируете оказаться подо льдом, а не рекламным текстам. В основе морозоустойчивости не чудеса, а физика. В конструкции таких регуляторов обязательными являются такие элементы, как сухая, изолированная камера, теплообменники, тефлоновое или ему подобное покрытие внутренних частей. Кстати, при погружениях в холодной воде считается нормой использование баллона с двумя выходами, к каждому из которых присоединены два регулятора и оба, по возможности, незамерзающие.
Рекомендации: «Выбирайте ушами». Проверенных временем, действительно незамерзающих регуляторов, имеющих хорошую репутацию и доступных на рынке, на самом деле не больше 3-4 моделей. Заявления производителей рекламного характера не помогут вам в трудную минуту. Слушайте советы бывалых, а не тех, кто хотят таковыми казаться.
Вариант 2. Вы не планируете подледных погружений, находитесь в хорошей физической форме, любите много двигаться (под водой тоже), или планируете достаточно глубокие погружения. Вам нужен «продвинутый» регулятор с наилучшими дыхательными характеристиками. Цена, вес, дизайн пока на втором месте. Не может самый простой регулятор обладать совершенными характеристиками. Вам понадобится регулятор со сбалансированным клапанным механизмом первой ступени, а лучше - обеих ступеней. В механизмах современных регуляторов для улучшения качества дыхания часто используют эффект Вентури - инжектирование воздушного потока. Хорошо, если этот механизм применен в обеих ступенях, а не только в первой. Наличие регулировок второй ступени бывает полезно, а потому, требует дополнительных затрат. И еще: мембранный механизм регулятора первой ступени обычно легче, компактнее и потому менее инерционный, чем поршневой.
Рекомендации: «Выбирайте головой». В регуляторах различных производителей реализованы одни и те же принципы. Способы их исполнения разные, но результат схож. Оценивайте не количество портов высокого и низкого давления, их всегда хватает, а набор примененных технических средств для улучшения качества дыхания. Вы способны оценить их совокупность. Совсем неплохо разбираться в степени влияния балансировки клапана или системы инжектирования на конкретные показатели дыхания, но это — по желанию. Реально ваш выбор ограничен топ-моделями регуляторов ведущих компаний. Оцените, насколько продвинулась компания в своем стремлении достичь совершенства!
Понимая, что должно быть в конструкции регулятора, обладающего лучшими дыхательными характеристиками, вы сможете сравнить аналогичные регуляторы разных производителей и по цене. Например: регулятор А и регулятор В имеют в конструкции сбалансированный мембранный механизм первой ступени с системой инжектирования воздушного потока на основе эффекта Вентури и несбалансированную вторую ступень с возможностью регулировки сопротивления на вдохе. Если регулятор А дороже регулятора В, это, как правило, не связано с качеством дыхания, так как конструктивно они похожи.
Вариант 3. Вы нормальный человек и дайвинг для вас - отдых. Не совершая «подвигов», вы несколько раз в год путешествуете по экзотическим местам. Качества дыхания, обеспечиваемого любым регулятором, который соответствует международным стандартам, для вас будет достаточно. Важнее при выборе руководствоваться весом и дизайном снаряжения. Кстати, и цена может оказаться бюджетной.
Рекомендация: «Выбирайте глазами». Ваш выбор ничем не ограничен. Вам подойдет любой из присутствующих на рынке регуляторов. Не обращайте внимания на особенности конструкций и не слушайте тех, кто советует как следует подумать и выбрать универсальный регулятор с запасом на вашу стремительно повышающуюся квалификацию. Пройдет пара лет, прежде чем ваши потребности столь существенно изменятся. Когда это произойдет, самый лучший сегодняшний регулятор, скорее всего, окажется в тени завтрашних «кумиров».
Выбирая автомобиль, вы наверняка учтете, при прочих равных, репутацию бренда, доступность и качество сопутствующего сервиса, запчастей и все, что отсюда вытекает. Это потому, что и без чтения инструкции по эксплуатации вы знаете, что вам придется заменить колодки, масло, фильтры и прочие расходные материалы, даже если вы владеете "Мерседесом»! В регуляторах тоже есть свои «колодки», фильтры и смазки, требующие регулярного обслуживания или замены. Рано или поздно перед вами встанет вопрос: «Какова цена владения?». Неплохо подумать об этом заранее.
Рекомендации:
|